ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

ректора-основателя РГСУ, президента Вольного
историко-социологического и
психолого-педагогического общества

ЖУКОВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА

академика Российской Академии наук

0 товаров: 0 руб.

Статьи, интервью и комментарии

Выбрать:

Статьи, интервью и комментарии

Уровень и качество жизни населения: от социального благополучия к катастрофе (научная статья)

«Для Отчизны наибольшая опасность

не во внешнем вороге таится,

а в собственных ее идиотах»

А.В. Суворов

 

В последнее время оживился интерес к проблемам построения социального государства и определению социального самочувствия российского населения.

Для измерения настроений в обществе используются самые разные критерии – от экзотических (см.: Жуков В.И. http://жуковргсу.рф/intervyu-i-kommentarii/skolko-rossiyan-schitayut-sebya-schastlivyimi-(nauchnaya-statya).html) до корректных. Вероятно, в самое ближайшее время Россия откажется от самого понятия «социальное государство», поскольку признаков его появления в России нет, а сам Президент России В.В. Путин пришел к выводу, что время для создания социального государства, как и сама концепция такого типа государственного устройства, ушли в прошлое.

В рамках социального просвещения, которым занимается Вольное историко-социологическое и психолого-педагогическое общество, населению полезно знать, что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ), потребительская корзина, бюджет прожиточного минимума и т.д.

Проблемам уровня и качества жизни населения посвящены многие труды автора[1].

В данной статье, в отличии от монографических трудов, я не веду полемику со своими оппонентами и излагаю только ту сумму знаний, которые носят характер аксиом, не нуждающихся в доказательствах.

I.

Потребительские свойства внутреннего рынка советской России.

Для определения социального самочувствия населения особое значения имеют такие понятия, как «качество жизни населения» и «уровень жизни».

Уровень жизни населения – это социальный индикатор, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем, а также доступности образования, медицинского и культурного обслуживания, степени безопасности жизнедеятельности и др.

Качество жизни населения зависит от социального, экономического, психического и иного состояния общества, т.е. природной и социально – культурной среды обитания Человека, а также от условий труда, степени безопасности на производстве и в обществе, профессионализма оказываемых услуг и их доступности.

Сочетание качества и уровня жизни дает возможность проводить все измерения состояния общества и Человека с использованием большего количества характеристик, чем это использовалось раньше.

До середины 80-х годов, процессы, характеризующие состояние социальной сферы, сохраняли позитивную направленность. Например, о структуре питания и количественных характеристиках по­требления до начала политики «перестройки» можно судить по следующим данным (см. табл. 1).

Таблица 1

Потребление продуктов питания (душевое, в кг в год)[2]

Продукты

1913

1960

1970

1980

1986

Мясо и мясопродукты

29,0

39,5

47,5

57,6

62,4

Молоко и молочные продукты

154

240

307

314

333

Яйца (шт.)

48

118

159

239

268

Рыба и рыбопродукты

6,7

9,9

15,4

17,6

18,6

Сахар

8,1

28,0

38,8

44,4

44,0

Растительное масло

5,3

6,8

8,8

9,8

Картофель

114

143

130

109

107

Овощи и бахчевые

40

70

82

97

102

Фрукты и ягоды

11

22

35

38

56

Хлебные продукты

200

141

149

138

132

 

Систематизированные данные свидетельствуют о том, что наиболее динамично потребительские свойства внутреннего рынка развивались в 60-е годы XX века. Потребление населением продуктов питания выросло в среднем на 45–50% и по темпам прироста вдвое опередило два послевоенных десятилетия.

С 1970 по 1980 год по ряду параметров (молоко, яйца и др.) динамика 60-х годов сохранялась, по другим позициям рост замедлился, но не прекратился.

1970 год был примечателен тем, что, начиная с этого времени в стране стало снижаться душевое потребление картофеля и хлеба и расти потребление высококачественных продуктов питания.

В первой половине 80-х годов тенденции предыдущих лет сохранились, а по таким направлениям, как овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, усилились.

Потребительский рынок страны был достаточным для удовлетворения насущных потребностей населения. Однако предложение на рынке не соответствовало спросу по трем параметрам: качеству, разнообразию, наполненности.

Покупательные возможности населения на протяжении всего послевоенного периода (с 1945 по 1985 год) развивались опережающими темпами.

Например, среднемесячная заработная плата в 1985 году составила 201,4 руб.; в 1988 – 235,2 руб., в 1989 – 258,6 руб., в 1990 году – 296,8 руб.[3]

В советские времена токарь или фрезеровщик 6-го разряда, лекальщик или монтажник-высотник получали более высокую заработную плату, чем начальник цеха или директор завода.

В 1990 году заработная плата преподавателя ВУЗа составляла 120 рублей, старшего преподавателя со степенью кандидата наук – 260 руб., доцента – 320-340 руб., профессора – 450 руб., заведующего кафедрой, доктора наук, профессора – 500 руб.

Первый секретарь райкома КПСС города получал 380 рублей в месяц. Сколько сейчас получает глава муниципального района, сидящий в том же кабинете, где раньше располагался партийный босс, не знаю.

Для того, чтобы понять, какие возможности создавал советский уровень оплаты труда, следует напомнить, какими были средние государственные розничные цены на основные продовольственные товары (в табл. 2 даны цены в руб. за кг)[4].

Таблица 2

Продукты

1984

1988

1989

1990

Мясо

1,81

1,84

1,88

1,90

Колбасные изделия

2,72

2,88

2,92

2,96

Консервы (мясные)

0,91

1,01

0,97

1,00

Рыба

0,81

0,83

0,88

0,93

Сельдь

1,32

1,17

1,19

1,16

Масло животное

3,42

3,44

3,41

3,43

Масло растительное

1,61

1,63

1,63

1,63

Сыр

2,49

2,50

2,48

2,49

Яйца (за десяток)

1,05

1,06

1,04

1,10

Сахар

0,86

0,87

0,88

0,91

Хлеб и хлебобулочные изделия

0,37

0,35

0,35

0,35

Макаронные изделия

0,54

0,55

0,56

0,55

Картофель

0,14

0,18

0,20

0,28

Овощи

0,40

0,45

0,47

0,61

Плоды, фрукты, ягоды

1,04

1,14

1,28

1,51

Понятно, что при таком соотношении объемов производства продовольственных товаров, денежных доходов населения и установленных государством цен, Россия относилась к числу государств с высоким уровнем социального благополучия.

Правящая партия до прихода к власти М.С. Горбачева проводила политику выравнивания доходов, в связи с чем децильный коэффициент к середине 80-х годов составлял 3:1 и стал расти с 1985 года, поднявшись до величины 4:1 к концу политики «перестройки».

Социалистическое государство имело все признаки социального.

Безусловно, этот вывод не отрицает многих недостатков системы социального обеспечения, сложившейся к середине 80-х годов, и ни в коей мере не идеализирует состояние дел. Он лишь фиксирует то обстоятельство, что за годы «перестройки» ситуация ухудшилась: душевое потребление высококачественных продуктов питания (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, фрукты и ягоды, масло растительное и целый ряд других необходимых продуктов питания) стало сокращаться. Их место занимали менее качественные продукты питания. Правящая элита сознательно ухудшала социальное самочувствие населения, противодействовала пополнению потребительского рынка, создавала почву для превращения в личную собственность того, чем до конца «перестройки» управляла.

II.

Испытание катастрофой.

Радикальные реформы в России, безусловно, носили революционный характер. Как известно, революции сопровождаются не только разрушением системы власти или материально-технической основы социального прогресса: они опустошают души людей и истребляют население. Французская революция, например, именуется «Великой», но по свидетельству Т. Карлейля она сопровождалась чудовищными злодеяниями: затапливались барки, в трюмах которых находились священники; расстреливались женщины с грудными младенцами; мужчин и женщин связывали вместе и швыряли в воду. Эта экзекуция получила название «республиканская свадьба». Известно и то, что во Франции задолго до нацистов гитлеровского разлива были созданы мастерские, сырьем для которых была кожа казненных.[5]

По разным оценкам за своё величие Французская революция «заплатила» жизнями миллионов людей – от 3,5 до 4,5. Революция оказала катастрофическое влияние на процессы народонаселения. Исследования Б.Ц. Урланиса показали, что к началу революции во Франции проживало около 25 млн. чел., в Великобритании – 11 млн. чел., в Германии – 24 млн. чел. К концу XIX века по численности населения Великобритания сравнилась с Францией (соответственно, 37 и 38 млн. чел.), в Германии стало проживать 56 млн. человек[6]. Другими словами, в рамках одного исторического периода и примерно в одинаковых социальных условиях население Великобритании утроилось, Германии – увеличилось в два раза, во Франции – выросло на 50%.  Карательный, истребительный потенциал революции превышает военные потери стран в междоусобных войнах. За исключением, безусловно, мировых.

Любая революция, если она носит «победоносный» характер, сметает общественно-политический строй. С этой точки зрения события второй половины 80-х – начала 90-х годов XX века носили революционный характер, но величие Б.Н. Ельцина и его сторонников в том, что ликвидация коммунистического режима, во-первых, не сопровождалась масштабным кровопролитием, что роднит этих революционеров с участниками взятия Бастилии и штурма Зимнего дворца; во-вторых, кардинальное изменение строя в конце XX века не переросло в истребительную гражданскую войну, как это было в его начале. Такой феноменальный вариант революционного преобразования всех сфер жизни и деятельности общества и каждого его члена ещё получит своего исследователя, а на этом фоне меркли грехи и прегрешения Б.Н. Ельцина, пока бедность, низкая рождаемость и высокая смертность, допущенные в годы его правления, не начали выкашивать население страны. Бескровный переворот перерос в социальный геноцид, а потери населения в годы радикальных реформ сопоставимы с трагедиями военного лихолетия.

Нужно учитывать и то, что в отличие от шестого по счету и последнего по результатам деятельности Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, получившего в наследство великую державу, Правительству Российской Федерации досталась страна, утратившая способность к социальному прогрессу: в последнее десятилетиеXX века Россия стартовала на развалинах перестройки. Шансов на цивилизованный вариант социально-политической модернизации страны уже не оставалось.

В повестку дня стал вопрос о спасении России от политического и экономического краха. По справедливому замечанию Б.Н. Ельцина, речь в первую очередь шла о «расчистке от завалов, оставленных распадом прогнившей и беспомощной системы».

Требовались радикальные шаги с ясным пониманием того, что населению России не удастся избежать социальной катастрофы.

Стратегия либеральных реформ была подготовлена всем ходом «перестройки». В истории страны возникла уникальная ситуация – чудовищную экономическую неразбериху, политическую распущенность, хозяйственную беспомощность и финансовую разруху можно было преодолеть варварскими методами.

В этой ситуации выбор Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина пал на Е.Т. Гайдара, А.Н. Шохина, А.Б. Чубайса.

Как известно, политика шоковой терапии и либеральной модернизации включала в себя следующие крупные акции: экспроприацию накоплений населения (либерализация цен); свертывание расходов на поддержку государственного сектора экономики и «перекачку» финансовых средств в частный, прежде всего торгово-посреднический и сырьевой бизнес; создание условий для беспрепятственного вывоза из страны сырья и капитала; чековую приватизацию, денационализировавшую собственность; отказ государства от выполнения своих обязательств (выплаты заработной платы; погашения внутреннего долга; мошеннической деятельностью созданных при активном участии государства фирм и т.д.); либерализацию внешнеэкономической деятельности; искусственное понижение курса рубля, и др.

Первым и наиболее ощутимым результатом «либеральной» революции стало снижение качества и уровня жизни, ухудшение социального самочувствия населения, связанного с распадом социальной инфраструктуры, ростом стоимости товаров и услуг, стремительным углублением социального неравенства.

Об этом свидетельствуют следующие данные:

Таблица 3

Потребление основных продуктов питания на душу населения (в кг)[7]

Годы

Хлебопродукты

Картофель

Овощи, бахчевые

Мясо и мясопродукты

Молоко и молочные продукты

Яйца (шт.)

1990

119

106

89

75

386

297

1991

120

112

86

69

347

288

1992

125

118

77

57,9

281

263

1993

107,4

112,3

76,3

57,3

305,1

236

1994

110,4

123,6

65,0

59,0

294,0

215

1995

100,7

112,4

83,3

52,5

246,6

196

1996

117

125

75

47

232

207

1997

118

130

85

50

229

210

1998

118

123

78

48

221

218

1999

119

117

83

45

215

222

 

Стала снижаться калорийность суточного рациона питания. Уже в 1994 году она составляла 2430 к/калорий, а в 1995 году уменьшилась до 2310 к/калорий. Доля продуктов животного происхождения в общей калорийности питания сократилась с 34 до 31%. В России преобладает углеводистый тип питания, а не белково-витаминный, как во многих развитых странах (США, страны Западной Европы).

Основная причина ухудшения качественных характеристик структуры питания – сокращение выпуска продукции растениеводства и животноводства (см. табл. 4, млн тонн).

Таблица 4

Продукция

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Зерно, всего

89,1

106,9

99,1

81,3

63,4

69,3

88,6

47,9

54,7

65,5

Мясо (скот и птица, на убой, в убойном весе)

9,4

8,3

7,5

6,8

5,8

5,3

4,8

4,7

4,3

4,4

Молоко

51,9

47,2

40,5

42,2

39,2

35,8

34,1

33,3

32,3

31,9

Яйца (млрд шт.)

46,9

42,9

40,3

37,5

33,8

31,9

32,2

32,7

33,1

33,9

 

Для обеспечения минимальных потребностей населения в продукции сельского хозяйства необходимо ее производить в расчете на одного человека на сумму 800–900 руб. (в ценах 1983 года). В 1998 году было произведено 45% продукции сельского хозяйства от нужной величины. Если учесть потери, которые в целом можно принять на уровне 20%, то производилось только 35% от потребности, что и определило необходимость массированных закупок продовольствия за рубежом[8]. Другими словами, страна уже в конце XX века утратила продовольственную безопасность.

Снижение объемов производства сопровождалось лавинообразным ростом цен на основные продовольственные товары, предметы повседневного спроса и услуги. По официальным данным, цены в 1992 году выросли в 26 раз, в 1993 – в 9 раз, в 1994 – примерно в 2,8 раза, в 1995 году – еще в 2,3 раза. То есть они увеличились за четыре года радикальных реформ более чем в 1500 раз.

Вероятно, «в среднем» – и по товарам, и по регионам – эта цифра корректна. Но, например, в Москве динамика роста цен по важнейшим видам товаров и услуг выглядела иначе (см. табл. 5).

Таблица 5

Изменение цен на продовольственные товары в Москве (руб.)

Продукты

Июнь 1990 г.

На 31.12.1992 г.

На 31.12. 1993 г.

На 31.12.1994 г.

Рост (в разах)

Говядина I кат.

2, 0

255

2210

6600

3300

Свинина

1, 9

451

2898

8620

4537

Колбаса вареная

2, 2

382

3016

11900

5409

Колбаса полукопченая

3, 5

542

4333

13820

3839

Рыба живая

1, 3

180

1859

5600

4308

Сельдь

1, 7

32

328

7520

4424

Масло животное

3, 6

617

2313

17750

4930

Масло растительное

1, 65

228

1498

6140

3721

Молоко

0, 36

26

400

1630

4528

Творог

1, 0

254

1833

7400

7400

Яйца (за 10 шт.)

1, 3

129

780

4100

3154

Сахар-песок

0, 95

179

732

2210

2326

Чай

0, 52

1516

4310

13360

25692

Соль

0, 10

14

144

440

4440

Хлеб ржаной

0, 12

25

238

1100

9167

Хлеб пшеничный

0, 40

52

483

1890

4725

Макароны

0, 64

109

683

4480

7000

Картофель

0, 10

40

240

1220

12200

Капуста

0, 12

37

330

900

7500

Лук

0, 50

38

525

1730

3460

 

Из таблицы 5 видно, что за первые 3 года реформ цены на основные продукты питания выросли не в сотни, а в тысячи раз. Меньше, чем в 2 тыс. раз, выросли только цены на рис и водку; на все остальное они росли астрономическими темпами. Например, на ржаной хлеб – более чем в 9 тыс. раз. Как тут не вспомнить о лавине гнева, обрушившегося на Н.И. Рыжкова, предложившего вдвое увеличить цены на хлеб, стоивший 16 коп. за кг ...

На рекордный уровень взлетели цены на чай – более чем в 25 тыс. раз.

Таким образом, за 15 лет становления новой экономиче­ской системы произошло существенное изменение уровня и структуры питания домашних хозяйств, охваченных выборочны­ми бюджетными обследованиями.

После дефолта 1998 года качество среднедушевого питания вновь стало улучшаться. Это связано с ростом реальных потребительских расходов, в том числе и в низкодоходных группах населения, а также усиле­нием влияния на среднедушевые показатели текущего потребле­ния в среднедоходных группах выборки. Потребление ряда белоксодержащих продуктов, таких как мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты вновь начало расти. Увеличилось потребление овощей и бахчевых, фруктов и ягод, снизилось потребление сахара, хлеб­ных продуктов и картофеля, что также свидетельствует о более высоком качестве питания.

 

Потребление продуктов питания[9] (на душу населения в год, кг)

 

1990

1991

1992

1993

1994

2001

2002

2003

2004

Мясо и мясо-продукты (в пересчете на мясо)

69

63

55

54

53

53

58

61

61,2

Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко)

386

347

281

294

278

214

227

225

227,2

Яйца (шт.)

297

288

263

250

234

202

209

208

202

Рыба и рыбопродукты

20,3

15,8

12,3

11,9

10

14

15

14

15

Сахар и кондитерские изделия

47,2

37,8

30

31

31

27

26

26

25,7

Масло растительное и другие жиры

10,2

7,8

6,7

7

6

11

10

10

10,1

Картофель

106

112

118

127

122

93

90

86

86

Овощи и бахчевые

89

86

77

71

65

83

83

84

85,8

Фрукты и ягоды

35

30

29

31

30

33

35

36

39,2

Хлебные продукты (хлеб, макаронные изделия в пересчете на муку, крупа и

бобовые)

119

120

125

124

124

115

113

109

105,8

 

До уровня 1990 года ни по одному показателю, за исключением фруктов и ягод, потребление продуктов не вышло.

В целом следует отметить, что для большинства обследован­ных семей характерны нерациональность питания, энергетиче­ский дисбаланс и избыток жира, что сказалось на здоровье лю­дей, приводило к распространению сердечно-сосудистых и онкологических за­болеваний.

Для ценообразования на промышленные товары и услуги характерны следующие тенденции.

Таблица 6

Изменение цен на промышленные товары, услуги и энергоносители в Москве (руб.)

Товары, услуги

Июнь 1990 г.

На 31.12. 1994 г.

Рост (в разах)

Пальто осеннее мужское

150

280000

1866

Сорочка верхняя мужская

18

24250

1447

Пальто осеннее женское

200

280350

1402

Платье полушерсть женское

115

140000

1217

Колготки женские

2,00

5210

2605

Носки мужские

0,60

2800

4667

Полуботинки мужские

40

99000

2475

Сапожки женские

60

220900

3682

Туфли женские летние

60

82000

1367

Холодильник

325

1241400

3820

Одна помывка в бане

0,20

7420

37100

Прическа женская

2,00

20500

10250

Проезд в автобусе

0,05

400

8000

Билет в кино

0,50

3500

7000

 

В целом, цены на промышленные товары, услуги и энергоносители в первые годы либеральных реформ росли медленнее, чем на продукты питания. Исключение составляют лишь цены на бензин, выросшие более чем в 17 тыс. раз, да стоимость одной помывки в бане, увеличившаяся в 35 тыс. раз.

До конца XX столетия цены в России продолжали расти. При этом наиболее заметно выросли цены на муку, хлеб и хлебобулочные изделия низших сортов, манную крупу, пшено, соки для детского питания (в 3–3,5 раза), творог, консервы плодоовощные, отдельные виды сыров и кондитерских изделий, вермишель, рис, крупу гречневую и овсяную (в 2,4–2,8 раза). Сельдь, рыбные консервы, масло растительное, яйца, сахар и чай подорожали в 1,9–2,1 раза, масло животное, овощи, картофель – в 1,5–1,7 раза.

III.

Социальное положение населения России в XXI веке.

Для понимания уровня социального благосостояния особое значение имеют такие понятия, как «прожиточный минимум», «бюджет прожиточного минимума», «минимальный потребительский бюджет». Эти понятия введены Указом Президента 2 марта 1992 года, который носил название «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации». Сам прожиточный минимум рассчитывался в Минтруде России по методике сотрудницы Управления социального обеспечения США Молли Оршански.

В части, касающейся продовольственных товаров, продуктовый набор прожиточного минимума на душу населения в год (в кг) (продуктовая корзина) выглядит так (см. табл. 7).

Таблица 7

Хлебопродукты, всего

130,8

Бобовые

4,6

Мука пшеничная

19,5

Рис

3,7

Крупа (кроме риса)

5,2

Хлеб пшеничный

62,9

Хлеб ржаной

68,7

Макаронные изделия

5,2

Картофель

124,2

Овощи, всего

94,0

Капуста

28,1

Огурцы и помидоры

2,6

Столовые корнеплоды

37,5

Прочие овощи

25,9

Фрукты и ягоды, всего

19,4

Фрукты свежие

14,4

Фрукты, ягоды сушеные

1,0

Сахар и кондитерские изделия

20,7

Конфеты

0,8

Печенье и торты

1,2

Мясопродукты, всего

26,6

Говядина

4,8

Баранина

0,9

Свинина

1,5

Субпродукты и прочее мясо

0,5

Колбасные изделия и копчености

0,8

Рыбопродукты, всего

11,7

Рыба свежая

10,9

Сельди

0,8

Молокопродукты, всего

212,4

Молоко цельное

69,6

Молоко нежирное

53,5

Сметана и сливки

1,6

Масло животное

2,5

Творог

9,9

Сыр и брынза

2,3

Яйца (штук)

151,4

Масло растительное, маргарин

10,0

 

Продовольственный набор прожиточного минимума имел социально-демографическую составляющую, то есть устанавливался для различных групп населения (см. табл. 8).

Таблица 8

Продуктовые наборы для социально-демографических групп населения России на уровне прожиточного минимума (кг в год)

Продукты

В среднем на душу населения

Мужчины 16 – 59 лет

Женщины 16 – 54 лет

Пенсионеры

Дети0 – 6 лет

Дети7 – 15 лет

Хлебопродукты, всего

130,8

177,0

124,9

119,0

64,4

112,3

Бобовые

4,6

7,3

5,5

3,7

0,0

2,0

Мука пшеничная

19,5

20,0

17,0

25,0

17,0

18,0

Рис

3,7

5,0

2,9

2,9

3,0

4,0

Крупа (кроме риса)

5,2

6,0

5,0

4,0

5,0

6,0

Хлеб пшеничный

62,9

75,0

65,0

55,0

30,0

70,0

Хлеб ржаной

68,7

115,0

62,0

55,0

20,0

40,0

Макаронные изделия

5,2

6,0

5,0

6,0

4,0

4,0

Картофель

124,0

160,0

120,0

90,0

85,0

135,0

Овощи, всего

94,0

80,8

96,8

96,8

85,0

120,0

Капуста

28,1

29,0

25,0

25,0

30,0

35,0

Огурцы и помидоры

2,6

1,8

1,8

1,8

5,0

5,0

Столовые корнеплоды

37,5

35,0

40,0

40,0

30,0

40,0

Прочие овощи

25,9

15,0

30,0

30,0

20,0

40,0

Фрукты и ягоды, всего

19,4

14,6

12,6

10,6

34,4

44,4

Фрукты свежие

14,4

11,0

9,0

7,0

25,0

35,0

Фрукты сушеные

1,0

0,7

0,7

0,7

1,8

1,8

Сахар и конд. изделия

20,7

20,8

19,8

18,8

19,7

26,1

Мясопродукты, всего

26,6

32,2

25,0

19,8

18,7

33,5

Говядина

4,8

4,0

2,0

3,0

8,0

12,0

Баранина

0,9

1,8

1,0

0,7

0,0

0,0

Свинина

1,5

2,0

2,0

0,7

0,0

2,0

Птица

17,5

22,0

18,0

14,0

10,0

18,0

Колбасные изделия

0,8

0,6

0,6

0,6

1,0

2,0

Рыбопродукты, всего

11,7

12,7

10,7

12,7

8,7

12,5

Рыба свежая

0,9

12,0

10,0

12,0

8,0

11,0

Сельди

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

1,5

Молокопродукты, всего

212,4

201,7

179,4

174,1

279,0

303,4

Молоко цельное

69,6

64,2

50,0

50,0

130,0

100,0

Молоко нежирное

53,5

64,2

64,2

70,0

0,0

28,0

Сметана и сливки

1,6

1,8

1,1

1,1

1,8

2,6

Масло животное

2,5

1,8

1,8

1,8

4,0

5,0

Творог

9,9

10,0

10,0

8,0

10,0

12,0

Сыр и брынза

2,3

2,5

2,0

2,0

2,0

3,0

Яйца (штук)

151,4

180,0

150,0

90,0

150,0

180,0

Масло раст., маргарин

10,0

11,2

9,8

8,9

6,8

11,7

 

С учетом половозрастного состава и плотности населения, природно-климатических условий и других население России было распределено по восьми территориальным зонам (см. табл. 9).

Таблица 9

Зонирование территории России по интегральному
показателю условий жизни населения

Зоны

Области, края, республики

I

Краснодарский край, Ставропольский край

II

Республики: Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия–Алания

III

Брянская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Калужская обл., Смоленская обл., Белгородская обл., Курская обл., Липецкая обл., Тамбовская обл., Воронежская обл., Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Пензенская обл., Ростовская обл., Ульяновская обл., Республика Татарстан

IV

Владимирская обл., Ивановская обл., Нижегородская обл., Костромская обл., Вологодская обл., Московская обл., Тверская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Ленинградская обл., Калининградская обл., Тульская обл., Ярославская обл., г. Москва, г. Санкт-Петербург

V

Астраханская обл., Саратовская обл., Волгоградская обл., Самарская обл., Республика Башкортостан, Оренбургская обл., Удмуртская Республика, Челябинская обл., Курганская обл.

VI

Кировская обл., Архангельская обл., Республика Карелия, Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., юг Тюменской обл., Свердловская обл., Пермская обл.

VII

Мурманская обл., Республика Коми, север Архангельской обл., Хабаровский край, Амурская обл., Читинская обл., юг Красноярского края, Тюменская обл.

VIII

Республика Саха (Якутия), Магаданская обл., Камчатская обл., Сахалинская обл., север Тюменской обл., север Красноярского края

 

С учетом выделенных зон наборы продуктов питания получили следующие значения (см. табл. 10).

Таблица 10

Продукты

РФ

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Хлебопродукты, всего

130,8

137,2

124,4

128,2

124,4

130,8

134,6

135,0

141,0

Бобовые

4,6

4,8

4,4

4,5

4,4

4,6

4,7

4,8

5,0

Мука пшеничная

19,5

20,5

18,5

19,1

18,5

19,5

20,1

20,3

21,0

Рис

3,7

3,9

3,5

3,6

3,5

3,7

3,8

3,8

4,0

Крупа (кроме риса)

5,2

5,5

4,9

5,1

4,9

5,2

5,4

5,4

5,6

Хлеб пшеничный

62,9

66,0

59,8

61,7

59,8

62,9

64,8

65,4

67,8

Хлеб ржаной

68,7

72,1

65,3

67,4

65,3

68,7

70,7

71,4

74,1

Макаронные изделия

5,2

5,5

4,9

5,1

4,9

5,2

5,4

5,4

5,6

Картофель

124,0

79,3

101,7

126,6

124,2

132,5

134,8

132,

106,0

Овощи, всего

94,0

97,4

126,5

98,3

101,7

86,3

83,7

85,5

90,6

Капуста

28,1

29,1

37,8

29,4

30,4

25,8

25,0

25,5

27,1

Огурцы и помидоры

2,6

2,7

3,5

2,7

2,8

2,4

2,3

2,4

2,5

Столовые корнеплоды

37,5

38,9

50,5

39,2

40,6

34,4

33,4

34,1

36,1

Прочие овощи

25,9

26,8

34,8

27,1

28,0

23,8

23,1

23,5

25,0

Фрукты и ягоды, всего

19,4

22,7

25,6

19,4

20,3

20,3

15,6

17,0

21,3

Фрукты свежие

14,4

16,9

19,0

14,4

15,1

15,1

11,6

12,6

15,8

Фрукты, ягоды сушеные

1,0

1,2

1,3

1,0

1,0

1,0

0,8

0,9

1,1

Сахар и кондит. изделия

20,7

20,0

20,0

20,0

20,0

21,4

21,4

21,4

23,7

Сахар

19,7

19,0

19,0

19,0

19,0

20,4

20,4

20,4

22,5

Конфеты

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

Печенье и торты

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

 

Прожиточный минимум – это черта бедности, это сумма доходов в расчете на душу населения в семье, это показатель, который применяется к семейному бюджету и обеспечивает минимально необходимый уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров.

Величина прожиточного минимума определялась по группам населения: для лиц трудоспособного возраста; пенсионеров; детей в возрасте до 6 лет; детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Общий прожиточный минимум представляет собой взвешенный средний показатель по четырем группам.

Прожиточный минимум содержит детальное перечисление видов продовольствия (с учетом восьми ценовых зон России), непродовольственных товаров, нескольких десятков видов услуг (включая транспорт), налоги (исходя из структуры потребления 10% домохозяйств с наименьшим доходом).

Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных, и включает более 200 товаров и услуг, в том числе 75 продуктов питания, 47 предметов одежды и обуви, 82 наименования мебели и посуды, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов санитарии и гигиены, услуг (оплата жилищно-коммунальных услуг, детских дошкольных учреждений, услуг связи, бытовых услуг, транспорта, отдыха). За последние 6 лет ХХ столетия величина прожиточного минимума имела следующую динамику (см. табл. 11).

Таблица 11

Год

Все население

Трудоспособные

Пенсионеры

Дети

Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, в %

1995

264

297

186

269

195

1996

369

416

260

373

207

1997

411

462

290

415

227

1998

493

555

348

498

203

1999

908

1003

640

902

176

IV квартал 2000

1285

1406

962

1272

177

 

Величина прожиточного минимума на 1 января 2000 года составила 1285 руб.[10] Динамика численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума такова (см. табл. 12).

 

Таблица 12

 

Млн человек

В % от общей численности населения

1998

I квартал

33,0

22,5

II квартал

32,8

22,4

III квартал

36,6

24,9

IV квартал

41,6

28,4

1999

I квартал

55,2

37,7

II квартал

51,2

35,0

III квартал

49,0

33,5

IV квартал

38,5

26,3

2000

I квартал

48,8

33,5

 

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) в отличие от прожиточного минимума представляет собой баланс денежных доходов и расходов домашних хозяйств. Известно, что денежные расходы в малоимущих домохозяйствах складываются из их по­требительских расходов, а также обязательных платежей и сбо­ров, поскольку здесь, как правило, нет сбережений и других фи­нансовых активов. В законодательстве Российской Федерации гражданам устанавливаются, с одной стороны, государственные гарантии минимальных денежных доходов, а с другой стороны, нормативные потребительская корзина и обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения, как показывает изучение рос­сийского законодательства, определяет объемы платного потреб­ления населением товаров и услуг. В нее не включаются товары и услуги, предоставляемые населению бесплатно в виде натураль­ных поступлений продуктов питания, непродовольственных то­варов и услуг, оказываемых организациями здравоохранения, об­разования, культуры и социального обслуживания[11].

Обязательные платежи и сборы, как известно, не относятся к потреблению домашних хозяйств. Следовательно, при определе­нии БПМ соотносятся потребительские расходы, обязательные платежи и сборы малоимущих домохозяйств, а также обеспечи­вающие их минимальные денежные доходы. Из этого вытекает, что в российском законодательстве о прожиточном минимуме на самом деле определялся сбалансированный бюджет мини­мальных денежных доходов и расходов домашних хозяйств, то есть бюджет прожиточного минимума.

С 2005 года в соответствии с изменениями в российском за­конодательстве начались новые реформы в социальной сфере по переводу льгот в компенсационные выплаты, переходу к полной оплате населением жилищно-коммунальных, транспортных ус­луг[12] и другие изменения в фактических потребительских расхо­дах населения. В связи с этим эксперты прогнозировали расши­рение платности оказываемых услуг и повышение тарифов на жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, образова­тельные, культурные и другие услуги.

Новые реформы в социальной сфере совпали с окончанием пятилетнего периода (1999-2004 гг.), на который была утвержде­на потребительская корзина официального "прожиточного мини­мума". Следовательно, в соответствии с законодательством об официальном "прожиточном минимуме" необходимо было опре­делять новую потребительскую корзину и вводить ее в действие с 1 января 2005 года. А это должно было повлечь за собой пере­смотр ее состава в части норм потребления товаров и услуг.

Вместо этого в 2005 году по инициативе Министерства здра­воохранения и социального развития Российской Федерации был разработан проект законодательного акта о нормативно-статис­тическом способе определения минимальных расходов на пот­ребление в официальном "прожиточном минимуме", но назван он был "О потребительской корзине в целом по Российской Федера­ции". В этом проекте федерального закона затраты на непродо­вольственные товары и услуги предлагалось определять в разме­ре 45% "от стоимостной оценки потребительской корзины". Фак­тически это означало попытку ревизии понятия "потребительская корзина" и возвращения к нормативно-статистическому способу определения официального "прожиточного минимума".

Можно предположить, что разработчики законопроекта ру­ководствовались стремлением найти формальные способы тор­можения роста официального "прожиточного минимума", по­скольку в 2001-2004 гг. стоимость набора продуктов питания, входящих в его потребительскую корзину, выросла в 1,64 раза, непродовольственных товаров - в 1,63 раза, а услуг - в 3,4 раза. В дальнейшем, в случае расширения состава и норм использования платных услуг в потребительской корзине, их влияние на рост общей величины официального "прожиточного минимума" становилось бы еще более заметным.

Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию со­циально-трудовых отношений не поддержала данный законопро­ект. Его подвергли критике также профильные комитеты Феде­рального Собрания Российской Федерации и авторитетные экс­перты. Основные аргументы против предложенного порядка оп­ределения официального "прожиточного минимума" на данном этапе развития страны состояли в следующем: а) научно обос­нованная нормативная потребительская корзина товаров и услуг наиболее полно учитывает динамику потребительских расходов домохозяйств и вооружает государство адекватной правовой ос­новой определения их расходов на минимальное текущее потреб­ление; б) структура потребительских расходов домашних хо­зяйств носит производный характер от стоимости продовольст­венных, непродовольственных товаров и платных услуг; в) офи­циальный "прожиточный минимум", который государство широ­ко использует в социальной политике при установлении государ­ственных социальных гарантий и при осуществлении других мер социальной защиты населения, в случае отказа от прямого опре­деления затрат на товары и услуги при высокой динамике струк­туры расходов домохозяйств не позволит удовлетворять их ми­нимальные фактические потребности.

Правительству пришлось отозвать законопроект и вернуться к определению официального "прожиточного минимума" на ос­нове потребительской корзины[13].

Расчет величины прожиточного минимума как официальной границы бедности на 2005–2009 годы производился на основании Федерального закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в соответствии с которым увеличивались нормативы продовольственной части потребительской корзины, а также объемы потребления товаров первой необходимости, санитарии и лекарств для пенсионеров и детей. Кроме того, в минимальный набор услуг для пенсионеров были включены транспортные услуги и отдельной позицией предусмотрены услуги учреждений культуры.

Для большинства населения России основу социального состояния имела и имеет заработная плата, а не другие виды доходов.

Среднемесячная заработная плата в 2000 году сложилась в размере 2 258,8 руб. Ее динамика была такова (см. табл. 13).

Таблица 13

Средняя заработная плата работников по отраслям экономики Российской Федерации[14]

 

1998

1999

2000

Всего

1051,5

1522,6

2258,8

В том числе:

промышленность

1208,0

1838,1

2930,8

сельское хозяйство

467,6

629,1

862,3

транспорт

1511,1

2295,3

3309,4

строительство

1330,6

1801,4

2658,5

здравоохранение, физкультура, соц. обеспечение

727,0

975,0

1343,5

образование

660,5

885,1

1225,7

культура и искусство

653,8

854,2

1235,7

наука и научное обслуживание

1035,7

1669,2

2651,7

кредитование, страхование, финансы

2093,8

3514,1

5465,5

управление

1359,9

1876,7

2755,7

 

В октябре 2001 года средняя заработная плата составила 3473 руб. и возросла по сравнению с октябрем 2000 года на 44,1%[15].

На протяжении последних десяти лет ХХ века и в первое десятилетие XXI века в России нарастало одно из наиболее парадоксальных противоречий: несоответствие уровня оплаты труда его качеству и количеству. Наиболее квалифицированный и интеллектуально насыщенный труд оплачивается в меньшем размере, чем работа, для выполнения которой требовалось меньшее, прежде всего интеллектуальное, напряжение. Так, в сентябре 2001 года уровень начисленной средней заработной платы работников здравоохранения, образования и культуры составил соответственно 45, 42 и 44% (в сентябре 2000 г. – соответственно 44, 40 и 40%)[16] от уровня средней заработной платы в промышленности.

Вторая особенность – неравная оплата труда за равный труд – отражает один из перекосов экономической политики, появившийся еще в эпоху кооперативного движения (вторая половина 80-х годов) и преследует одну цель: утвердить в общественном сознании престиж работы в негосударственном секторе экономики. К середине 1995 года эту «проблему» решили полностью: труд в бюджетной сфере утратил свою привлекательность.

Третья особенность последних лет прошлого века, вернувшаяся в быт населения России после 2008 года, – невыдача заработной платы в установленные сроки. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 14,1% приходилась на федеральный бюджет и 85,9% – на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

На политическом уровне заработная плата и ее размер по-прежнему воспринимаются как позитивный результат реформ, как следствие реформирования, а не как важнейшая предпосылка экономического оздоровления, роста благосостояния, улучшения ситуации на потребительском рынке и, в конечном итоге, как источник нормального социального состояния страны. Академик Д.С. Львов, ученый с мировым именем, по этому поводу писал: «Да, мы отстали по уровню производительности труда от передовых стран Запада. Но то, что происходит с нашей заработной платой, никакими ссылками на более низкую производительность труда оправдать нельзя. Факты говорят об обратном. На 1 доллар заработной платы российский среднестатистический работник производит в 3 раза больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США. За такую нищенскую заработную плату, как в России, тот же работник в США или в Западной Европе просто не будет работать. Наша средняя заработная плата в промышленности в 5–7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в этих странах. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3 долларов в час является недопустимой. Она выталкивает работника за предельную черту жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. А сколько долларов в час получает у нас квалифицированный работник? В 3–4 раза меньше…

Настала пора развеять стародавний стереотип, что мы, дескать, плохо живем потому, что плохо работаем. Мировая статистика и наш собственный опыт опровергают этот тезис. Пора признать другую истину – мы плохо работаем потому, что плохо живем!»[17], – сделал вывод академик Д.С. Львов.

Таким образом, одной из серьезных политических проблем, сложившихся в результате 25-летних трансформаций, является настоятельная реформа заработной платы.

Это вытекает из того, что система оплаты труда:

-                        не выполняет воспроизводственную функцию и не обеспечивает воспроизводство рабочей силы;

-                        не стимулирует производительность и качество труда (не выполняет экономической миссии);

-                        не содействует гармонизации общественных отношений (лишена социальной роли).

IV.

Социальные индикаторы уровня благополучия.

Их – более 300 тысяч, но реальное положение основной массы населения определяется минимальным размером оплаты труда (МРОТ), размером средней заработной платы и величиной прожиточного минимума.

Установим, прежде всего, каким на протяжении четверти века был минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Он, как известно, устанавливает нижнюю планку оплаты труда. Исходя из МРОТ рассчитываются отчисления в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, определяются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, исчисляются размеры штрафов и т.д.

В СССР никто не мог получать зарплату, меньше 70 рублей в месяц.

1 октября 1991 года МРОТ, действовавший в РСФСР, был равен 180 рублям.

Далее социальная картина такова.

Таблица 14.

Дата введения

Сумма (рублей) в месяц

Нормативный акт

01.10.1991

180

Закон РСФСР от 19.04.91 №1028-1

01.12.1991

200

Постановление Правительства РСФСР от 15.11.91 №5

01.01.1992

342

Закон РФ от 06.12.91 №1991-1

01.04.1992

900

Закон РФ от 21.04.92 №2704-1

01.01.1993

2 250

Закон РФ от 13.11.92 №3891-1

01.04.1993

4 275

Закон РФ от 30.03.93 №4693-1

01.07.1993

7 740

Закон РФ от14.07.93 №5432-1

01.12.1993

14 620

Указ президента РФ от 05.12.93 №2115

01.07.1994

20 500

Федеральный закон от 30.06.94 №8-ФЗ

01.04.1995

34 400

Федеральный закон от 20.04.95 №43-ФЗ

01.12.1995

60 500

Федеральный закон от 01.11.95 №159-ФЗ

01.01.1996

63 250

Федеральный закон от 01.11.95 №159-ФЗ

01.01.1997

83 490

Федеральный закон от 09.01.97 №6-ФЗ

01.01.1998

83,49*

 

01.07.2000

83,49

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ

01.01.2001

100,00

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ

01.07.2001

300

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ

01.05.2002

450

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.04.2002 №42-ФЗ)

01.10.2003

600

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 октября 2003 г. №127-ФЗ)

01.01.2005

720

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ)

01.09.2005

800

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ)

01.05.2006

1100

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ)

01.09.2007

2 300

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ)

01.01.2009

4 330

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. №91-ФЗ)

01.06.2011

4 611

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 г. №106-ФЗ)

01.01.2013

5 205

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №232-ФЗ)

01.01.2014

5 554

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. №336-ФЗ)

01.01.2015

5 965

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №408-ФЗ)

01.01.2016

6 204

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. №376-ФЗ)

01.07.2016

7 500

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. №164-ФЗ)

01.07.2017

7 800

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. №460-ФЗ)

 

Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника в рублях, долларах и евро в XXI веке в России была такова.

Таблица 15.

 

Год

Средняя зарплата в рублях

Средняя зарплата в долларах США

Средняя зарплата в Евро

2000

2223

78,9

85,0

2001

3240

107,4

122,3

2002

4360

137,1

131,6

2003

5499

186,7

149,3

2004

6440

242,8

178,2

2005

8555

297,2

250,2

2006

10634

403,8

306,4

2007

13593

553,6

378,3

2008

17290

588,4

417,2

2009

18638

616,3

429,5

2010

20952

687,4

519,5

2011

23369

725,7

560,8

2012

26909

886,0

668,8

2013

29940

915,0

665,7

2014

32600

828,5

630,0

2015

33925

551,0

500,0

2016

36703

605,0

575,0

2017 (январь)

35650

592,5

553,0

2017 (февраль)

35900

620,0

586,0

2017 (март)

37640

667,5

621,0

 

Величина прожиточного минимума имеет региональную специфику. В Москве, в частности, в XXI веке она менялась так.

Таблица 16.

 

Годы

(IV квартал)

 

На душу населения

 

Трудоспособные

 

Пенсионеры

 

Дети

2001

2385,26

2661,72

1740,69

2329,84

2002

2918,55

3325,27

2040,99

2735,44

2003

3208,02

3634,6

2282,98

3013,47

2004

3703,57

4265,24

2531,00

3377,59

2005

4171,80

4814,41

2851,52

3766,06

2006

5121,00

5789,00

3532,00

4394,00

2007

5855,00

6624,00

4038,00

4997,00

2008

6648,00

7510,00

4578,00

5747,00

2009

7406,00

8398,00

5057,00

6306,00

2010

8556,00

9825,00

5860,00

7411,00

2011

9128,00

10346,00

6213,00

7825,00

2012

9747,00

10998,00

6752,00

8424,00

2013

10965,00

12452,00

7908,00

9498,00

2014

12542,00

14330,00

8915,00

10683,00

2015

14413,00

16438,00

10227,00

12437,00

2016

15092,00

17219,00

10715,00

12989,00

 

Таким образом, величина прожиточного минимума москвичей за период с 2001 по 2017 годы выросла в 6,3 раза.

В других регионах это соотношение является иным и зависит от финансовых возможностей областей и республик. Как и Москве, величина прожиточного минимума определяется ежеквартально распоряжениями органов местной власти.

В рублях заработная плата одного работника выросла в рублях в XXI веке почти в 17 раз, в долларах – в 8 раз, в евро – в 7,3 раза. При чем в 2010-2014 годах заработная плата в перерасчете на доллары или евро была существенно выше, чем в 2015-2016 годах.

В целом ситуация в России отличается чудовищными диспропорциями в оплате труда, начислении пенсий и пособий. Мне уже приходилось писать о том, какими щедротами государство наградило чиновников, депутатов, сенаторов, менеджеров госкорпораций и в каком состоянии находятся примерно 85 % населения страны. Если члены правления не самой крупной нефтяной компании получают 245 000 рублей в день, если Роснефть приобретает вилки по 11 тысяч рублей, салфетницы — по 32 тысячи, икорницы — по 83 тысячи, то о каком социальном государстве может идти речь и что думают о прожитой жизни ветераны, отдавшие стране свой талант, профессионализм, здоровье и влачащие жалкое существование?

Правда, не так давно электорат успокоили: в 2018 году, т.е. после выборов президента России, МРОТ и размер прожиточного уровня сравняются. Сейчас прожиточный минимум – 17 219 рублей на одного человека в месяц или 273 рубля в день. Минимальный размер оплаты труда – 7 800 рублей в месяц, т.е. 260 рублей в день. Решить политическую задачку не сложно: снизить размер прожиточного минимума и повысить МРОТ. Забыть об инфляции, уменьшить количество пенсионеров и таким образом выполнить социальное обещание – такова социальная политика Правительства России. Правда, по индексу счастья Королевство Бутан мы не догоним, но обещания, данные населению, выполним.

Другой путь – отказ от пещерной теории экономического либерализма и введение налога хотя бы на ручки яхт олигархов и столовые приборы, которыми пользуются менеджеры Роснефти. Но такой подход Правительству Д.А. Медведева противопоказан: Госдеп США против.



[1] См.: Жуков В.И. Социология социальной сферы. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. – 488 с.; его же. Юбилей трагедии. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 820 с.; его же. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985-2005 гг.). – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 940 с.; его же. Российские реформы: экономика, социология, политика. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 508 с.; его же. Российские преобразования: социология, экономика, политика. Изд. 2-е, доп. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. – 573 с.; его же. Социальное развитие России: историко-социологическая компаративистика. В 3-х томах. Т. 2. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 896 с.; его же. Социально-демографический НАБАТ. – М.: Изд-во ВИПО, 2017. – 380 с. и др.: см.: Официальный сайт ректора-основателя РГСУ, Президента ВИПО, Академика РАН Жукова В.И. http://жуковргсу.рф/nauchnaya-deyatelnost/trudyi.html

[2] См.: Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. – М., 1992. С. 470.

[3] Там же. С. 129–130.

[4] Там же. С. 177.

[5] См.: Карлейль Т. Французская революция. История. – М., 1991, С.390-491, 504-505

[6] См.: Урланис Б.Ц. Войны и народонаселения Европы. – М., 1960, С.393.

[7] См.: Страны–члены СНГ в 1993 г. – М., 1994. С. 40; Социально-политическое положение России: 1993–1994. – М., 1995. С. 190–191; Социально-политическое положение России. – М., 1996. № 12. С. 275; Агропромышленный комплекс России. – М., 2001. С. 310, 314, 318, 322, 326, 330; Свободина М.В. Интенсификация сельского хозяйства в рыночных условиях. – М., 1999. С. 177.

[8] См.: Свободина М.В. Интенсификация сельского хозяйства в рыночных условиях. – М., 1999. С. 120.

[9] См.: Россия в цифрах Краткий стат сб., 1995, с 114, Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат сб. / Росстат. - М., 2005, с. 256-257.

 

[10] См.: Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2000. С. 178, 179; Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. С. 108.

 

[11] См. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для ос­новных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федера­ции и в субъектах Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2000 года). Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ]7 февраля 1999 г. № 192 и от 16 марта 2000 г № 232, а также Методику исчисления вели­чины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (Приложение к По­становлению Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. № 36/34 (с изменениями и дополнениями от 12 марта 2001 года № 24/19). Хотя в части продоволь­ственных и непродовольственных товаров это не оговорено в Методических рекомен­дациях

[12]См. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некото­рых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих прин­ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

[13] См.: Качество и уровень жизни населения России (1991-2005гг.). – Всероссийский центр уровня жизни. М.- 2007, С.279-284)

[14] См.: Россия в цифрах: Крат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. С. 105–107.

[15] См.: Социально-экономическое положение России. Январь–октябрь 2001 г. – М., 2001. С. 221.

[16] См.: Социально-экономическое положение России. Январь–октябрь 2001 г. – М., 2001. С. 223.

[17] См.: Львов Д.С. Экономический манифест. Будущее российской экономики. – М., 2000. С. 23.

Написать нам

x

Ваше имя*

Номер телефона*

Комментарий*

Спасибо

x

Информация отправленна!