ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

РЕКТОРА-ОСНОВАТЕЛЯ Российского\
государственного социального
университета

ЖУКОВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА

академика Российской Академии наук

0 товаров: 0 руб.

Статьи, интервью и комментарии

Выбрать:

Статьи, интервью и комментарии

Пенсионное право: социология прошлых и грядущих реформ (научная статья)

В российском обществе вновь заполыхали дискуссии о том, что делать с пенсионерами. Примитивные способы социального геноцида, использованные Е.Т. Гайдаром и его командой, желаемого результата не дали и к тотальному сокращению лиц пожилого возраста не привели. Но потери, понесенные в 90-х годах прошлого века вполне сопоставимы с демографическими утратами, понесенные в годы трех русских революций, первой мировой войны, иностранной военной интервенции и гражданской междоусобицы.

Очнувшись от радикального либерального дурмана и обнаружив, что пенсионеров еще много, самые светлые с точки зрения Президента России умы в Правительстве РФ, а именно А.П. Починок и М.Ю. Зурабов, приступили к пенсионной реформе. Ее итогом стали самые красивые дворцы, построенные на деньги пенсионеров, и многочисленный класс креативных менеджеров.

Остатки пенсионных сборов шли на так называемое пенсионное обеспечение. И здесь мы сталкиваемся с подменой понятий: с точки зрения социологии права речь должна была идти об отложенной заработной плате, что и называется пенсией, а Правительство России пояснило: нет. Пенсия – это социальное пособие. Это – не право гражданина на свое, а милость государства. И ориентироваться надо не на стаж, заслуги и выслуги, степень вредности производства, время работы в особых условиях и другие социальные права, которые имели граждане СССР.

Размер пенсий стали определять в контексте общего социального бесправия 90-х годов.

Напомним, сколько было пенсионеров в эпоху глобальных перемен и в каком размере они получали «пенсионные пособия».

В 1991 году лиц пенсионного возраста насчитывалось 32 848 000 человек и к началу 2017 года их стало 42 728 000 человек, т.е. на 9 880 000 больше. При этом пенсию по старости в 1991 году получали 19 540 000 человек, в 2016 – 35 555 000, т.е. на 16 015 000 больше.

Пенсионная картина России такова.

Таблица 1.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости с учетом индексации

Дата, с которой производится индексация

Размер базовой части, руб.

Основание

1 декабря 2009 года

2562,00

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.04.2009)

1 марта 2009 года

1950,00

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009)

1 августа 2008 года

1794,00

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2008)

1 декабря 2007 года

1560,00

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.11.2007)

1 октября 2007 года

1260,00

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 24.09.2007)

1 апреля 2007 года

1112,72

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007 N 181

1 апреля 2006 года

1035,09

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 165

1 августа 2005 года

954

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 N 419

1 марта 2005 года

900,00

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005)

1 августа 2004 года

660,00

Постановление Правительства РФ от 21.07.2004 N 363

1 апреля 2004 года

621,00

Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 N 142

1 августа 2003 года

598,02

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 N 428

1 февраля 2003 года

553,72

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2003 N 47

1 августа 2002 года

522,38

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 535

1 февраля 2002 года

479,25

Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2002 N 42

1 января 2002 года

450

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ

          До 2002 года речь шла не о базовом, а о минимальном размере пенсии.

Срок, с которого установлен минимальный размер пенсии

Минимальный размер пенсии (руб. в месяц)

Основание

с 1 августа 2001 года

185,32

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,1 (Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 521)

с 1 февраля 2001 года

168,47

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,1 (Постановление Правительства РФ от 15.01.2001 N 26)

с 1 ноября 2000 года

153,15

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,1 (Постановление Правительства РФ от 12.10.2000 N 780)

с 1 мая 2000 года

139,23

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,07 (Постановление Правительства РФ от 15.04.2000 N 338)

с 1 февраля 2000 года

130,12

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,2 (Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 29)

с 1 ноября 1999 года

108,43

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,15 (Постановление Правительства РФ от 12.10.1999 N 1140)

с 1 мая 1999 года

94,29

Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,12 (Постановление Правительства РФ от 01.04.1999 N 363)

с 1 января 1998 года

84,19

С 1 января 1998 года в связи с проведением деноминации рубля пенсии были пересчитаны исходя из нового масштаба цен (Указ Президента РФ от 04.08.1997 N 822, Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182)

с 1 декабря 1997 года

84186

Федеральный закон от 30.09.1997 N 127-ФЗ

с 1 октября 1997 года

76533

Федеральный закон от 30.09.1997 N 127-ФЗ

с 1 мая 1996 года

69575

Федеральный закон от 27.05.1996 N 55-ФЗ

с 1 января 1996 года

63250

Федеральный закон от 01.11.1995 N 160-ФЗ

с 1 декабря 1995 года

60500

Федеральный закон от 01.11.1995 N 160-ФЗ

с 1 ноября 1995 года

57750

Федеральный закон от 01.11.1995 N 160-ФЗ

с 1 августа 1995 года

55000

Федеральный закон от 27.07.1995 N 117-ФЗ

с 1 июня 1995 года

52486

Федеральный закон от 28.06.1995 N 99-ФЗ

с 1 мая 1995 года

43739

Федеральный закон от 20.04.1995 N 44-ФЗ

с 1 ноября 1994 года

34440

Федеральный закон от 31.10.1994 N 31-ФЗ

с 1 октября 1994 года

28700

Федеральный закон от 31.10.1994 N 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 17.08.1994 N 1695

с 1 сентября 1994 года

24700

Федеральный закон от 31.10.1994 N 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 17.08.1994 N 1695

с 1 августа 1994 года

21850

Федеральный закон от 31.10.1994 N 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 03.08.1994 N 1584

с 1 мая 1994 года

19000

Федеральный закон от 05.05.1994 N 2-ФЗ

с 1 августа 1993 года

14620

Постановление ВС РФ от 14.07.1993 N 5436-1

с 1 мая 1993 года

8122

Постановление ВС РФ от 15.04.1993 N 4810-

с 1 февраля 1993 года

4275

Постановление ВС РФ от 15.01.1993 N 4296-1

с 1 ноября 1992 года

2250

Закон РФ от 21.10.1992 N 3697-1

с 1 мая 1992 года

900

Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 06.02.1992) Закон РФ от 21.04.1992 N 2704-1

 

Особое значение имеет величина среднего размера пенсии по стране. С 1999 года по настоящее время она такова.

Таблица 2.

Год

Средний размер пенсии по стране, рублей

1999

449,0

2000

694,3

2001

1023,0

2002

1378,5

2003

1637,0

2004

1914,5

2005

2364,0

2006

2726,1

2007

3115,5

2008

4198,6

2009

5191,1

2010

7476,3

2011

8202,9

2012

9040,5

2013

10400,0

2014

10900,0

2015

12400,0

2016

13700,0

2017

13620,0

 

Чтобы понять, насколько размер пенсии отличается от минимального размера оплаты труда и размера минимального прожиточного минимума, приведем и эти данные.

1 октября 1991 года МРОТ, действовавший в РСФСР, был равен 180 рублям.

Далее социальная картина такова.

 

Таблица 3.

Дата введения

Сумма (рублей) в месяц

Нормативный акт

01.10.1991

180

Закон РСФСР от 19.04.91 №1028-1

01.12.1991

200

Постановление Правительства РСФСР от 15.11.91 №5

01.01.1992

342

Закон РФ от 06.12.91 №1991-1

01.04.1992

900

Закон РФ от 21.04.92 №2704-1

01.01.1993

2 250

Закон РФ от 13.11.92 №3891-1

01.04.1993

4 275

Закон РФ от 30.03.93 №4693-1

01.07.1993

7 740

Закон РФ от14.07.93 №5432-1

01.12.1993

14 620

Указ президента РФ от 05.12.93 №2115

01.07.1994

20 500

Федеральный закон от 30.06.94 №8-ФЗ

01.04.1995

34 400

Федеральный закон от 20.04.95 №43-ФЗ

01.12.1995

60 500

Федеральный закон от 01.11.95 №159-ФЗ

01.01.1996

63 250

Федеральный закон от 01.11.95 №159-ФЗ

01.01.1997

83 490

Федеральный закон от 09.01.97 №6-ФЗ

01.01.1998

83,49*

 

01.07.2000

83,49

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ

01.01.2001

100,00

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ

01.07.2001

300

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ

01.05.2002

450

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.04.2002 №42-ФЗ)

01.10.2003

600

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 октября 2003 г. №127-ФЗ)

01.01.2005

720

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ)

01.09.2005

800

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ)

01.05.2006

1100

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ)

01.09.2007

2 300

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ)

01.01.2009

4 330

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. №91-ФЗ)

01.06.2011

4 611

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 г. №106-ФЗ)

01.01.2013

5 205

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №232-ФЗ)

01.01.2014

5 554

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. №336-ФЗ)

01.01.2015

5 965

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №408-ФЗ)

01.01.2016

6 204

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. №376-ФЗ)

01.07.2016

7 500

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. №164-ФЗ)

01.07.2017

7 800

Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. №460-ФЗ)

 

Прожиточный минимум в России имеет такую социальную историю.

Таблица 4.

 

Годы

(IV квартал)

 

На душу населения

 

Трудоспособные

 

Пенсионеры

 

Дети

2001

2385,26

2661,72

1740,69

2329,84

2002

2918,55

3325,27

2040,99

2735,44

2003

3208,02

3634,6

2282,98

3013,47

2004

3703,57

4265,24

2531,00

3377,59

2005

4171,80

4814,41

2851,52

3766,06

2006

5121,00

5789,00

3532,00

4394,00

2007

5855,00

6624,00

4038,00

4997,00

2008

6648,00

7510,00

4578,00

5747,00

2009

7406,00

8398,00

5057,00

6306,00

2010

8556,00

9825,00

5860,00

7411,00

2011

9128,00

10346,00

6213,00

7825,00

2012

9747,00

10998,00

6752,00

8424,00

2013

10965,00

12452,00

7908,00

9498,00

2014

12542,00

14330,00

8915,00

10683,00

2015

14413,00

16438,00

10227,00

12437,00

2016

15092,00

17219,00

10715,00

12989,00

 

Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника в рублях, долларах и евро в XXI веке в России была такова.

Таблица 5.

 

Год

Средняя зарплата в рублях

Средняя зарплата в долларах США

Средняя зарплата в Евро

2000

2223

78,9

85,0

2001

3240

107,4

122,3

2002

4360

137,1

131,6

2003

5499

186,7

149,3

2004

6440

242,8

178,2

2005

8555

297,2

250,2

2006

10634

403,8

306,4

2007

13593

553,6

378,3

2008

17290

588,4

417,2

2009

18638

616,3

429,5

2010

20952

687,4

519,5

2011

23369

725,7

560,8

2012

26909

886,0

668,8

2013

29940

915,0

665,7

2014

32600

828,5

630,0

2015

33925

551,0

500,0

2016

36703

605,0

575,0

2017 (январь)

35650

592,5

553,0

2017 (февраль)

35900

620,0

586,0

2017 (март)

37640

667,5

621,0

 

Таким образом, средняя пенсия по стране почти в 3 раза меньше средней заработной платы. И в советские времена, и в современной Европе средняя пенсия составляет не менее 70 % от среднемесячной заработной платы работника.

В одной из своих статей я уже анализировал, кому на Руси жить хорошо (см. http://жуковргсу.рф/novosti/samyij-bogatyij-rektor-ili-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html). Понятно, что основной массе населения живется не сладко. При этом хуже других обеспечены пожилые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды.

Как эти, так и другие исследования показывают не только то, в каком жалком состоянии находятся пенсионеры России, но и то, что у бездарных реформаторов середины первого десятилетия XXI века (А.П. Починок, М.Ю. Зурабов и др.) нашлись такие же по интеллектуальным, деловым и другим качествам наследники, продолжающие заботиться о пенсионерах в традиционном для России либеральном формате.

На смену прежним идеологам пенсионных реформ пришли новые социальные дурилки, которые озабочены тем, чтобы пенсионеров стало меньше, а размер пенсии – больше. Из четырех арифметических действий они знают два – отнять и поделить. Как прибавить и умножить знают только те, кто «там на верху». Это о них, «элите нации», пела в свое время Примадонна и возле которых теперь ютятся современные нимфы. И длинноногие, и пышнотелые.

Как же уменьшить количество пенсионеров, если их не удается истребить ни жалкими жилищными условиями, ни просроченными продуктами, ни лекарствами, которые не лечат, ни другими способами социального каннибализма?

Ответ нашел А.Л. Кудрин, самый крупный гуманист современности, который создал единственный в мире Факультет искусств и свободных наук.

Все гениальное просто: нужно увеличить пенсионный возраст, за счет этого уменьшить число пенсионеров-нахлебников, а оставшимся увеличить пенсионные пособия.

С точки зрения права пенсия – это не социальное пособие, а насильственно отложенная заработная плата. Другими словами, простого человека государство ограбило дважды: первый раз, когда без каких-либо гарантий часть заработанного перечислили в пенсионный фонд, второй – когда заработанные работником средства превратили в социальное пособие и стали распоряжаться пенсионными деньгами по своему усмотрению (затыкание дыр в бюджете, строительство помпезных зданий, высокий уровень заработной платы персоналу управления, создание менеджерам барских условий для работы, раздутые расходы на транспорт, необоснованные премии, социальный пакет и т.д.).

От сытеньких, ухоженных и путешествующих по всему миру потомков европейских нацистов, потерпевших поражение в борьбе с СССР, основная масса русских пенсионеров отличается не в лучшую сторону. И тут А.В. Суворов прав: «Для Отчизны наибольшая опасность не во внешнем враге таится, а в собственных ее идиотах».

Пенсионная реформа началась, и пенсионный возраст продлили государственным служащим. С экранов телевизоров этот первый шаг увеличения пенсионного возраста преподносится как мера, ухудшающая социальное самочувствие российской бюрократии.

На кого рассчитан этот блеф? Неужели трудно понять, что увеличение продолжительности работы государственным служащим есть для них желанное благо?

Совсем недавно они радовались, если контракт с ними после достижения пенсионного возраста (60 и 55 лет) продлевали хотя бы на 1 год, а теперь эту процедуру нужно проходить после 65 лет (мужчинам) и 60 (женщинам).

Бороться за свое место в системе управления чиновники будут до тех пор, пока сохранится их физическая способность различать размер вознаграждения, положенного чиновнику, от величины той пенсии, которую он получит. Кроме того, у чиновников масса дополнительных доходов. Не случайно в народе говорят, что на Руси любая должность доходна. А какие побочные доходы у пенсионера, кто понесет ему откаты, богатые дары по случаю дня рождения и других торжественных событий?

Пенсионеры-сенаторы, пенсионеры-депутаты, пенсионеры-чиновники, многие из тех госслужащих, кому продлили пенсионный возраст, декларируют такие суммы, что в глазах рябит. Например, главный пенсионер страны, возглавляющий в Совете Федерации Федерального Собрания РФ профильный для пенсионеров комитет, задекларировал за 2016 год доходы в сумме, превышающей 6 000 000 рублей. Он получает 16 667 рублей в день, т.е. столько, сколько два его земляка-курянина в месяц.

Ну а что будет с теми, чей пенсионный возраст увеличат сначала до 63, а потом до 65 лет? Сколько безработных в возрасте от 40 лет и старше среди женщин сейчас? А среди мужчин, начиная с 55 лет? Какую работу им предложат в народном хозяйстве страны, если экономика далеко не по всем параметрам вышла из кризиса? Сколько профессий исчезнет в условиях 6-го технологического уклада и можно ли в зрелом возрасте осваивать новые, сложнейшие профессии? В ближайшее время исчезнут водители общественного транспорта, штукатуры, каменщики, плотники, маляры, не будет кассиров, опустеют будки в метро, не понадобятся курьеры, экспедиторы, почтальоны и т.д. Им на смену придут профессии, которые можно получить в молодые годы. Они будут недоступны пожилым людям.

Предлагая продлить для большинства населения время выхода на пенсию, мы обрекаем пожилых людей не на достойную старость, а досрочный уход из жизни. Ведь пособие по безработице не идет ни в какое сравнение ни по продолжительности выплат, ни по абсолютному размеру.

«Молодым везде у нас дорога, старикам – везде у нас почет», – так пели в советские времена. А сейчас в Москве уже не хватает земли, чтобы простого пенсионера похоронить хотя бы в черте города. Покойников возим в Солнечногорский и другие районы Московской области. А как навещать их, захороненных в 40 км от МКАД?

Возможен ли иной подход к пенсионной реформе?

Да. И без налога на роскошь, а лишь путем повышения эффективности работы государственных служащих и всей системы управления. Например, межфракционная депутатская комиссия Государственной Думы во главе с Н.В. Левичевым установила, что за счет занижения таможенных пошлин государственная казна ежегодно недополучает 2,5 триллиона рублей.

Еще один резерв – организация эффективной работы Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По численности она сопоставима с самой мощной, американской антимонопольной службой – почти 4 000 человек. Но результаты работы разные. Их нельзя сравнить даже с итогами тех проверок, которые проходят в европейских странах. За тайные картельные ценовые сговоры во всех странах, коме России, карают безжалостно. Например, в Германии 11 пивных концернов заплатили штраф в размере 150 миллионов евро; 5 крупнейших производителей лифтов и эскалаторов (в том числе «Тиссен-Крупп», «Отис» и др.) оштрафовали на 1,3 миллиарда евро (83 млрд рублей). Производителей бытовой химии, в том числе «Проктер-энд-Гембл» оштрафовали на 315 миллионов евро (13,5 млрд рублей) (См.: Аргументы недели. 2017.№20 (562) с. 7).

При профессиональной и ответственной работе антимонопольных служб увеличиваются бюджеты государств и растет благосостояние населения. С этой точки зрения ФАС России обладает колоссальными резервами. Сейчас главная добыча ФАС – владельцы мелких предприятий, парикмахерских, булочных, таксисты и т.д. Один раз попала в поле зрения «Роснефть». Заплатила штраф – 5 000 рублей.

Правительство России ежегодно получает доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Из этих докладов следует, что страну опутывают картельные сговоры, что только в 5 отраслях (топливная, ЖКХ, транспортная, строительная и рынок лекарств) ущерб от ценового сговора составляет 2,22 триллиона рублей (См.: Там же).

Третий источник – ограничение и избавление отечественных корпораций от нецелевых расходов (приобретение и финансирование спортивных клубов, баснословно дорогих средств передвижения и т.д.) Правительству России ничто не мешает установить такой порядок: купил яхту за 600 млн евро – вложи столько же средств в развитие морского или речного флота России; приобрел футбольный или баскетбольный клуб за рубежом – перечисли аналогичные суммы Федерации российского футбола или баскетбола; сыграл свадьбу за 11 миллионов долларов США – выбери музей или развалившуюся дворянскую усадьбу и вложи в их возрождение столько же.

Как видим, источники пополнения Федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда в России есть. Возможностей будет еще больше, если принять необходимые меры, в том числе и фискального характера, если реализовать все предложения, сформулированные инспекторами и аудиторами Счетной Палаты РФ.

В России есть все условия для снижения пенсионного возраста и для того, чтобы сделать жизнь пожилых людей содержательной и интересной. При разумной финансовой и кадровой политике после выхода на пенсию пожилые люди, как и их ровесники в Европе, получат возможность раз в два года отдыхать в санаториях, развивать свои творческие способности, посещать музеи, картинные галереи, принимать участие в воспитании внуков.

Это и будет называться сильной социальной политикой, а достойная жизнь населения страны позволит воспринимать Россию как великую социальную державу.

Написать нам

x

Ваше имя*

Номер телефона*

Комментарий*

Спасибо

x

Информация отправленна!