0 товаров: 0 руб.
В российском обществе вновь заполыхали дискуссии о том, что делать с пенсионерами. Примитивные способы социального геноцида, использованные Е.Т. Гайдаром и его командой, желаемого результата не дали и к тотальному сокращению лиц пожилого возраста не привели. Но потери, понесенные в 90-х годах прошлого века вполне сопоставимы с демографическими утратами, понесенные в годы трех русских революций, первой мировой войны, иностранной военной интервенции и гражданской междоусобицы.
Очнувшись от радикального либерального дурмана и обнаружив, что пенсионеров еще много, самые светлые с точки зрения Президента России умы в Правительстве РФ, а именно А.П. Починок и М.Ю. Зурабов, приступили к пенсионной реформе. Ее итогом стали самые красивые дворцы, построенные на деньги пенсионеров, и многочисленный класс креативных менеджеров.
Остатки пенсионных сборов шли на так называемое пенсионное обеспечение. И здесь мы сталкиваемся с подменой понятий: с точки зрения социологии права речь должна была идти об отложенной заработной плате, что и называется пенсией, а Правительство России пояснило: нет. Пенсия – это социальное пособие. Это – не право гражданина на свое, а милость государства. И ориентироваться надо не на стаж, заслуги и выслуги, степень вредности производства, время работы в особых условиях и другие социальные права, которые имели граждане СССР.
Размер пенсий стали определять в контексте общего социального бесправия 90-х годов.
Напомним, сколько было пенсионеров в эпоху глобальных перемен и в каком размере они получали «пенсионные пособия».
В 1991 году лиц пенсионного возраста насчитывалось 32 848 000 человек и к началу 2017 года их стало 42 728 000 человек, т.е. на 9 880 000 больше. При этом пенсию по старости в 1991 году получали 19 540 000 человек, в 2016 – 35 555 000, т.е. на 16 015 000 больше.
Пенсионная картина России такова.
Таблица 1.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости с учетом индексации
Дата, с которой производится индексация |
Размер базовой части, руб. |
Основание |
1 декабря 2009 года |
2562,00 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.04.2009) |
1 марта 2009 года |
1950,00 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009) |
1 августа 2008 года |
1794,00 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2008) |
1 декабря 2007 года |
1560,00 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.11.2007) |
1 октября 2007 года |
1260,00 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 24.09.2007) |
1 апреля 2007 года |
1112,72 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007 N 181 |
1 апреля 2006 года |
1035,09 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 165 |
1 августа 2005 года |
954 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 N 419 |
1 марта 2005 года |
900,00 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005) |
1 августа 2004 года |
660,00 |
Постановление Правительства РФ от 21.07.2004 N 363 |
1 апреля 2004 года |
621,00 |
Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 N 142 |
1 августа 2003 года |
598,02 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 N 428 |
1 февраля 2003 года |
553,72 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2003 N 47 |
1 августа 2002 года |
522,38 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 535 |
1 февраля 2002 года |
479,25 |
Размер базовой части рассчитан специалистами АО «КонсультантПлюс» исходя из коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2002 N 42 |
1 января 2002 года |
450 |
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ |
До 2002 года речь шла не о базовом, а о минимальном размере пенсии.
Срок, с которого установлен минимальный размер пенсии |
Минимальный размер пенсии (руб. в месяц) |
Основание |
с 1 августа 2001 года |
185,32 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,1 (Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 521) |
с 1 февраля 2001 года |
168,47 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,1 (Постановление Правительства РФ от 15.01.2001 N 26) |
с 1 ноября 2000 года |
153,15 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,1 (Постановление Правительства РФ от 12.10.2000 N 780) |
с 1 мая 2000 года |
139,23 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,07 (Постановление Правительства РФ от 15.04.2000 N 338) |
с 1 февраля 2000 года |
130,12 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,2 (Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 29) |
с 1 ноября 1999 года |
108,43 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,15 (Постановление Правительства РФ от 12.10.1999 N 1140) |
с 1 мая 1999 года |
94,29 |
Индекс роста среднемесячной заработной платы - 1,12 (Постановление Правительства РФ от 01.04.1999 N 363) |
с 1 января 1998 года |
84,19 |
С 1 января 1998 года в связи с проведением деноминации рубля пенсии были пересчитаны исходя из нового масштаба цен (Указ Президента РФ от 04.08.1997 N 822, Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182) |
с 1 декабря 1997 года |
84186 |
Федеральный закон от 30.09.1997 N 127-ФЗ |
с 1 октября 1997 года |
76533 |
Федеральный закон от 30.09.1997 N 127-ФЗ |
с 1 мая 1996 года |
69575 |
Федеральный закон от 27.05.1996 N 55-ФЗ |
с 1 января 1996 года |
63250 |
Федеральный закон от 01.11.1995 N 160-ФЗ |
с 1 декабря 1995 года |
60500 |
Федеральный закон от 01.11.1995 N 160-ФЗ |
с 1 ноября 1995 года |
57750 |
Федеральный закон от 01.11.1995 N 160-ФЗ |
с 1 августа 1995 года |
55000 |
Федеральный закон от 27.07.1995 N 117-ФЗ |
с 1 июня 1995 года |
52486 |
Федеральный закон от 28.06.1995 N 99-ФЗ |
с 1 мая 1995 года |
43739 |
Федеральный закон от 20.04.1995 N 44-ФЗ |
с 1 ноября 1994 года |
34440 |
Федеральный закон от 31.10.1994 N 31-ФЗ |
с 1 октября 1994 года |
28700 |
Федеральный закон от 31.10.1994 N 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 17.08.1994 N 1695 |
с 1 сентября 1994 года |
24700 |
Федеральный закон от 31.10.1994 N 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 17.08.1994 N 1695 |
с 1 августа 1994 года |
21850 |
Федеральный закон от 31.10.1994 N 30-ФЗ, Указ Президента РФ от 03.08.1994 N 1584 |
с 1 мая 1994 года |
19000 |
Федеральный закон от 05.05.1994 N 2-ФЗ |
с 1 августа 1993 года |
14620 |
Постановление ВС РФ от 14.07.1993 N 5436-1 |
с 1 мая 1993 года |
8122 |
Постановление ВС РФ от 15.04.1993 N 4810- |
с 1 февраля 1993 года |
4275 |
Постановление ВС РФ от 15.01.1993 N 4296-1 |
с 1 ноября 1992 года |
2250 |
Закон РФ от 21.10.1992 N 3697-1 |
с 1 мая 1992 года |
900 |
Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 06.02.1992) Закон РФ от 21.04.1992 N 2704-1 |
Особое значение имеет величина среднего размера пенсии по стране. С 1999 года по настоящее время она такова.
Таблица 2.
Год |
Средний размер пенсии по стране, рублей |
1999 |
449,0 |
2000 |
694,3 |
2001 |
1023,0 |
2002 |
1378,5 |
2003 |
1637,0 |
2004 |
1914,5 |
2005 |
2364,0 |
2006 |
2726,1 |
2007 |
3115,5 |
2008 |
4198,6 |
2009 |
5191,1 |
2010 |
7476,3 |
2011 |
8202,9 |
2012 |
9040,5 |
2013 |
10400,0 |
2014 |
10900,0 |
2015 |
12400,0 |
2016 |
13700,0 |
2017 |
13620,0 |
Чтобы понять, насколько размер пенсии отличается от минимального размера оплаты труда и размера минимального прожиточного минимума, приведем и эти данные.
1 октября 1991 года МРОТ, действовавший в РСФСР, был равен 180 рублям.
Далее социальная картина такова.
Таблица 3.
Дата введения |
Сумма (рублей) в месяц |
Нормативный акт |
01.10.1991 |
180 |
Закон РСФСР от 19.04.91 №1028-1 |
01.12.1991 |
200 |
Постановление Правительства РСФСР от 15.11.91 №5 |
01.01.1992 |
342 |
Закон РФ от 06.12.91 №1991-1 |
01.04.1992 |
900 |
Закон РФ от 21.04.92 №2704-1 |
01.01.1993 |
2 250 |
Закон РФ от 13.11.92 №3891-1 |
01.04.1993 |
4 275 |
Закон РФ от 30.03.93 №4693-1 |
01.07.1993 |
7 740 |
Закон РФ от14.07.93 №5432-1 |
01.12.1993 |
14 620 |
Указ президента РФ от 05.12.93 №2115 |
01.07.1994 |
20 500 |
Федеральный закон от 30.06.94 №8-ФЗ |
01.04.1995 |
34 400 |
Федеральный закон от 20.04.95 №43-ФЗ |
01.12.1995 |
60 500 |
Федеральный закон от 01.11.95 №159-ФЗ |
01.01.1996 |
63 250 |
Федеральный закон от 01.11.95 №159-ФЗ |
01.01.1997 |
83 490 |
Федеральный закон от 09.01.97 №6-ФЗ |
01.01.1998 |
83,49* |
|
01.07.2000 |
83,49 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ |
01.01.2001 |
100,00 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ |
01.07.2001 |
300 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ |
01.05.2002 |
450 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.04.2002 №42-ФЗ) |
01.10.2003 |
600 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 октября 2003 г. №127-ФЗ) |
01.01.2005 |
720 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ) |
01.09.2005 |
800 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ) |
01.05.2006 |
1100 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №198-ФЗ) |
01.09.2007 |
2 300 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ) |
01.01.2009 |
4 330 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. №91-ФЗ) |
01.06.2011 |
4 611 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 г. №106-ФЗ) |
01.01.2013 |
5 205 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №232-ФЗ) |
01.01.2014 |
5 554 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. №336-ФЗ) |
01.01.2015 |
5 965 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №408-ФЗ) |
01.01.2016 |
6 204 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. №376-ФЗ) |
01.07.2016 |
7 500 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. №164-ФЗ) |
01.07.2017 |
7 800 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. №460-ФЗ) |
Прожиточный минимум в России имеет такую социальную историю.
Таблица 4.
Годы (IV квартал) |
На душу населения |
Трудоспособные |
Пенсионеры |
Дети |
2001 |
2385,26 |
2661,72 |
1740,69 |
2329,84 |
2002 |
2918,55 |
3325,27 |
2040,99 |
2735,44 |
2003 |
3208,02 |
3634,6 |
2282,98 |
3013,47 |
2004 |
3703,57 |
4265,24 |
2531,00 |
3377,59 |
2005 |
4171,80 |
4814,41 |
2851,52 |
3766,06 |
2006 |
5121,00 |
5789,00 |
3532,00 |
4394,00 |
2007 |
5855,00 |
6624,00 |
4038,00 |
4997,00 |
2008 |
6648,00 |
7510,00 |
4578,00 |
5747,00 |
2009 |
7406,00 |
8398,00 |
5057,00 |
6306,00 |
2010 |
8556,00 |
9825,00 |
5860,00 |
7411,00 |
2011 |
9128,00 |
10346,00 |
6213,00 |
7825,00 |
2012 |
9747,00 |
10998,00 |
6752,00 |
8424,00 |
2013 |
10965,00 |
12452,00 |
7908,00 |
9498,00 |
2014 |
12542,00 |
14330,00 |
8915,00 |
10683,00 |
2015 |
14413,00 |
16438,00 |
10227,00 |
12437,00 |
2016 |
15092,00 |
17219,00 |
10715,00 |
12989,00 |
Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника в рублях, долларах и евро в XXI веке в России была такова.
Таблица 5.
Год |
Средняя зарплата в рублях |
Средняя зарплата в долларах США |
Средняя зарплата в Евро |
2000 |
2223 |
78,9 |
85,0 |
2001 |
3240 |
107,4 |
122,3 |
2002 |
4360 |
137,1 |
131,6 |
2003 |
5499 |
186,7 |
149,3 |
2004 |
6440 |
242,8 |
178,2 |
2005 |
8555 |
297,2 |
250,2 |
2006 |
10634 |
403,8 |
306,4 |
2007 |
13593 |
553,6 |
378,3 |
2008 |
17290 |
588,4 |
417,2 |
2009 |
18638 |
616,3 |
429,5 |
2010 |
20952 |
687,4 |
519,5 |
2011 |
23369 |
725,7 |
560,8 |
2012 |
26909 |
886,0 |
668,8 |
2013 |
29940 |
915,0 |
665,7 |
2014 |
32600 |
828,5 |
630,0 |
2015 |
33925 |
551,0 |
500,0 |
2016 |
36703 |
605,0 |
575,0 |
2017 (январь) |
35650 |
592,5 |
553,0 |
2017 (февраль) |
35900 |
620,0 |
586,0 |
2017 (март) |
37640 |
667,5 |
621,0 |
Таким образом, средняя пенсия по стране почти в 3 раза меньше средней заработной платы. И в советские времена, и в современной Европе средняя пенсия составляет не менее 70 % от среднемесячной заработной платы работника.
В одной из своих статей я уже анализировал, кому на Руси жить хорошо (см. http://жуковргсу.рф/novosti/samyij-bogatyij-rektor-ili-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html). Понятно, что основной массе населения живется не сладко. При этом хуже других обеспечены пожилые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды.
Как эти, так и другие исследования показывают не только то, в каком жалком состоянии находятся пенсионеры России, но и то, что у бездарных реформаторов середины первого десятилетия XXI века (А.П. Починок, М.Ю. Зурабов и др.) нашлись такие же по интеллектуальным, деловым и другим качествам наследники, продолжающие заботиться о пенсионерах в традиционном для России либеральном формате.
На смену прежним идеологам пенсионных реформ пришли новые социальные дурилки, которые озабочены тем, чтобы пенсионеров стало меньше, а размер пенсии – больше. Из четырех арифметических действий они знают два – отнять и поделить. Как прибавить и умножить знают только те, кто «там на верху». Это о них, «элите нации», пела в свое время Примадонна и возле которых теперь ютятся современные нимфы. И длинноногие, и пышнотелые.
Как же уменьшить количество пенсионеров, если их не удается истребить ни жалкими жилищными условиями, ни просроченными продуктами, ни лекарствами, которые не лечат, ни другими способами социального каннибализма?
Ответ нашел А.Л. Кудрин, самый крупный гуманист современности, который создал единственный в мире Факультет искусств и свободных наук.
Все гениальное просто: нужно увеличить пенсионный возраст, за счет этого уменьшить число пенсионеров-нахлебников, а оставшимся увеличить пенсионные пособия.
С точки зрения права пенсия – это не социальное пособие, а насильственно отложенная заработная плата. Другими словами, простого человека государство ограбило дважды: первый раз, когда без каких-либо гарантий часть заработанного перечислили в пенсионный фонд, второй – когда заработанные работником средства превратили в социальное пособие и стали распоряжаться пенсионными деньгами по своему усмотрению (затыкание дыр в бюджете, строительство помпезных зданий, высокий уровень заработной платы персоналу управления, создание менеджерам барских условий для работы, раздутые расходы на транспорт, необоснованные премии, социальный пакет и т.д.).
От сытеньких, ухоженных и путешествующих по всему миру потомков европейских нацистов, потерпевших поражение в борьбе с СССР, основная масса русских пенсионеров отличается не в лучшую сторону. И тут А.В. Суворов прав: «Для Отчизны наибольшая опасность не во внешнем враге таится, а в собственных ее идиотах».
Пенсионная реформа началась, и пенсионный возраст продлили государственным служащим. С экранов телевизоров этот первый шаг увеличения пенсионного возраста преподносится как мера, ухудшающая социальное самочувствие российской бюрократии.
На кого рассчитан этот блеф? Неужели трудно понять, что увеличение продолжительности работы государственным служащим есть для них желанное благо?
Совсем недавно они радовались, если контракт с ними после достижения пенсионного возраста (60 и 55 лет) продлевали хотя бы на 1 год, а теперь эту процедуру нужно проходить после 65 лет (мужчинам) и 60 (женщинам).
Бороться за свое место в системе управления чиновники будут до тех пор, пока сохранится их физическая способность различать размер вознаграждения, положенного чиновнику, от величины той пенсии, которую он получит. Кроме того, у чиновников масса дополнительных доходов. Не случайно в народе говорят, что на Руси любая должность доходна. А какие побочные доходы у пенсионера, кто понесет ему откаты, богатые дары по случаю дня рождения и других торжественных событий?
Пенсионеры-сенаторы, пенсионеры-депутаты, пенсионеры-чиновники, многие из тех госслужащих, кому продлили пенсионный возраст, декларируют такие суммы, что в глазах рябит. Например, главный пенсионер страны, возглавляющий в Совете Федерации Федерального Собрания РФ профильный для пенсионеров комитет, задекларировал за 2016 год доходы в сумме, превышающей 6 000 000 рублей. Он получает 16 667 рублей в день, т.е. столько, сколько два его земляка-курянина в месяц.
Ну а что будет с теми, чей пенсионный возраст увеличат сначала до 63, а потом до 65 лет? Сколько безработных в возрасте от 40 лет и старше среди женщин сейчас? А среди мужчин, начиная с 55 лет? Какую работу им предложат в народном хозяйстве страны, если экономика далеко не по всем параметрам вышла из кризиса? Сколько профессий исчезнет в условиях 6-го технологического уклада и можно ли в зрелом возрасте осваивать новые, сложнейшие профессии? В ближайшее время исчезнут водители общественного транспорта, штукатуры, каменщики, плотники, маляры, не будет кассиров, опустеют будки в метро, не понадобятся курьеры, экспедиторы, почтальоны и т.д. Им на смену придут профессии, которые можно получить в молодые годы. Они будут недоступны пожилым людям.
Предлагая продлить для большинства населения время выхода на пенсию, мы обрекаем пожилых людей не на достойную старость, а досрочный уход из жизни. Ведь пособие по безработице не идет ни в какое сравнение ни по продолжительности выплат, ни по абсолютному размеру.
«Молодым везде у нас дорога, старикам – везде у нас почет», – так пели в советские времена. А сейчас в Москве уже не хватает земли, чтобы простого пенсионера похоронить хотя бы в черте города. Покойников возим в Солнечногорский и другие районы Московской области. А как навещать их, захороненных в 40 км от МКАД?
Возможен ли иной подход к пенсионной реформе?
Да. И без налога на роскошь, а лишь путем повышения эффективности работы государственных служащих и всей системы управления. Например, межфракционная депутатская комиссия Государственной Думы во главе с Н.В. Левичевым установила, что за счет занижения таможенных пошлин государственная казна ежегодно недополучает 2,5 триллиона рублей.
Еще один резерв – организация эффективной работы Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По численности она сопоставима с самой мощной, американской антимонопольной службой – почти 4 000 человек. Но результаты работы разные. Их нельзя сравнить даже с итогами тех проверок, которые проходят в европейских странах. За тайные картельные ценовые сговоры во всех странах, коме России, карают безжалостно. Например, в Германии 11 пивных концернов заплатили штраф в размере 150 миллионов евро; 5 крупнейших производителей лифтов и эскалаторов (в том числе «Тиссен-Крупп», «Отис» и др.) оштрафовали на 1,3 миллиарда евро (83 млрд рублей). Производителей бытовой химии, в том числе «Проктер-энд-Гембл» оштрафовали на 315 миллионов евро (13,5 млрд рублей) (См.: Аргументы недели. 2017.№20 (562) с. 7).
При профессиональной и ответственной работе антимонопольных служб увеличиваются бюджеты государств и растет благосостояние населения. С этой точки зрения ФАС России обладает колоссальными резервами. Сейчас главная добыча ФАС – владельцы мелких предприятий, парикмахерских, булочных, таксисты и т.д. Один раз попала в поле зрения «Роснефть». Заплатила штраф – 5 000 рублей.
Правительство России ежегодно получает доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Из этих докладов следует, что страну опутывают картельные сговоры, что только в 5 отраслях (топливная, ЖКХ, транспортная, строительная и рынок лекарств) ущерб от ценового сговора составляет 2,22 триллиона рублей (См.: Там же).
Третий источник – ограничение и избавление отечественных корпораций от нецелевых расходов (приобретение и финансирование спортивных клубов, баснословно дорогих средств передвижения и т.д.) Правительству России ничто не мешает установить такой порядок: купил яхту за 600 млн евро – вложи столько же средств в развитие морского или речного флота России; приобрел футбольный или баскетбольный клуб за рубежом – перечисли аналогичные суммы Федерации российского футбола или баскетбола; сыграл свадьбу за 11 миллионов долларов США – выбери музей или развалившуюся дворянскую усадьбу и вложи в их возрождение столько же.
Как видим, источники пополнения Федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда в России есть. Возможностей будет еще больше, если принять необходимые меры, в том числе и фискального характера, если реализовать все предложения, сформулированные инспекторами и аудиторами Счетной Палаты РФ.
В России есть все условия для снижения пенсионного возраста и для того, чтобы сделать жизнь пожилых людей содержательной и интересной. При разумной финансовой и кадровой политике после выхода на пенсию пожилые люди, как и их ровесники в Европе, получат возможность раз в два года отдыхать в санаториях, развивать свои творческие способности, посещать музеи, картинные галереи, принимать участие в воспитании внуков.
Это и будет называться сильной социальной политикой, а достойная жизнь населения страны позволит воспринимать Россию как великую социальную державу.
Информация отправленна!