ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

ректора-основателя РГСУ, президента Вольного
историко-социологического и
психолого-педагогического общества

ЖУКОВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА

академика Российской Академии наук

0 товаров: 0 руб.

Статьи, интервью и комментарии

Выбрать:

Статьи, интервью и комментарии

О воспитании патриотизма и борьбе с коррупцией

И то, и другое приобрело особую актуальность по двум причинам: патриотизм относится к области идеологического и гражданского дефицита, а коррупция приобрела такой размах, что разговорами о ней избыточное социальное напряжение не снимешь.

Скажем сразу: истоки патриотизма закладываются в семье, закрепляются деятельностью учреждений образования, культуры, спорта и т.д. Наибольшая опасность для подрыва патриотизма, который на протяжении многих столетий был ментальной особенностью русского народа, представляет сложившаяся в годы «перестройки» и получившая дальнейшее развитие в наши дни лицемерная практика правящих кругов призывать к одному, а делать другое. Например, Президент России не раз указывал на необходимость активизации работы по формированию высоких гражданско-патриотических качеств. Всплеск патриотизма в обществе наблюдался в 2014 году, когда эффективная внешняя политика Администрации Президента РФ привела к возвращению в состав России Крымского полуострова и города-героя Севастополя. Однако, эйфория достаточно быстро пошла на убыль. Стало понятно, что оппозиционные Президенту силы выработали эффективный механизм дискредитации и достижений России, и важнейших событий в истории государства. Чего стоит систематические передачи, которые ведутся СМИ с участием талантливых и ехидных комментаторов, охлаждающих патриотический пыл населения тем, какие затраты несет Россия в связи с восстановлением ранее существовавших государственных границ. Начало этому положил А.П. Починок на одном канале, а сейчас к голосу А.П. Починка прибавился хор различного рода экспертов, число которых увеличивается на всех каналах радио и телевидения.

Режим теледебатов на эту и другие темы меньше всего напоминает дискуссию. Их участники доказывают лишь одно: в крикливых спорах истина не рождается. Истина есть результат дискуссий, но они-то и не ведутся. Их интеллектуальное содержание заглушается оральными способностями участников передач.

Могучие удары по патриотизму наносит лицемерие. Например, Президент России утверждает, что патриотизм является национальной идеей, объединяющей личность, общество и государство, а на государственном канале высокое должностное лицо, талантливый шоумен и по совместительству руководитель Роскультуры М.Е. Швыдкой ведет передачу «Патриотизм – последнее прибежище для негодяев».

Кому должен верить и за кем обязан следовать учитель, проводя воспитательную работу в школе? Либо преподаватель в ВУЗе? Конечно за Президентом. Но как он может объяснить молодым людям, почему своего президента не понимает назначенный им же на ключевую должность руководителя именно того ведомства, от которого не в меньшей степени, чем от Минобрнауки, зависит воспитание гражданско-патриотических качеств? Какую идеологическую нагрузку несут фильмы «Молитва о гетмане Мазепе», «Сволочи», «Штрафбат», «Последний бой майора Пугачева» и др. Почему прекратила свою работу Комиссия по противодействию фальсификации истории России в ущерб ее национальным интересам? Почему дегероизация и фальсификация истории по-прежнему составляет стержень исторической политики, проводимой в стране?

Никаких уроков по патриотическому воспитанию проводить не нужно. Более того: это вредно. На уроках патриотизм не воспитывается. Патриотом человека делают семейные традиции, личный пример учителя, воспитателя, общественного или государственного деятеля, позиция тех, кого молодежь считает кумирами своего времени. И потому дискуссия о том, нужно ли проводить уроки по воспитанию патриотизма лишена всякого смысла, если, конечно, она не навязана кем-то в провокационных целях.

Еще хуже обстоят дела с коррупцией. Каждый ученик знает, что ЕГЭизация страны породила криминализацию многих сторон школьной жизни. Это и понятно: оценка, превращенная в товар, имеет и продавцов, и покупателей. На бытовом уровне любой школьник, как и все граждане страны, сталкивается с различными проявлениями коррупции, а из средств массовой информации имеют представление о ее масштабах на самом высоком уровне. Общество знает, кому из мэров, губернаторов, депутатов, крупных чиновников не удалось избежать ответственности, а кто отделался легким испугом, но сохранил награбленное. В первом случае, в обществе растет авторитет власти и правоохранительных органов, а в другом – возрастает непонимание того, почему страной правят не законы, а люди, которые в одних случаях их применяют, а в других – нет.

Естественно возникает вопрос: в каком положении находится учитель, если он не знает ответов на те вопросы, которые ему задают ученики?

Борьба с коррупцией ведется избирательно. Во многих случаях уголовные дела возбуждаются только для того, чтобы создать условия для рейдерского передела имущества, либо ради освобождения должности для того, чтобы ее занял более полезный или близкий кому-то человек. К чему это приводит, стало понятным 26 марта текущего года, когда представителям несистемной оппозиции удалось вывести на улицы достаточно большое количество людей. Мотивы поведения лидеров оппозиции вполне понятны: им нужно использовать любой повод в борьбе за власть. Но, к сожалению, в ряде случаев объективно не самую хорошую услугу действующей власти оказали правоохранительные органы. Нельзя карательными методами из молодых людей, особенно студентов и школьников, из любопытства или случайно оказавшихся в местах проведения митинга, делать противников власти, отправляя их в полицейские участки.

Обстановка в стране остается достаточно сложной: с 2008 года не удается преодолеть системный кризис; жизненный уровень населения снижается; безработица не только растет, но и пополняется за счет вузовских, медицинских и других работников; в стране значительная часть населения, презрительно именуемая «бюджетниками», относится к разряду «работающих бедных»; по такому показателю, как ВВП на душу населения Россию опережают не только Казахстан, но и страны Балтии. В Эстонии, например, ВВП на душу населения вдвое выше, чем в России.

В преддверии выборов Президента России особое значение приобретает социальная сплоченность населения, гармонизация отношений между властью и обществом, снижение порога конфликтности. Достижению этих целей дискуссии по поводу школьных уроков, призванных, якобы, воспитывать патриотизм и формировать отвращение к коррупции, не отвечают.

Написать нам

x

Ваше имя*

Номер телефона*

Комментарий*

Спасибо

x

Информация отправленна!