ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

ректора-основателя РГСУ, президента Вольного
историко-социологического и
психолого-педагогического общества

ЖУКОВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА

академика Российской Академии наук

0 товаров: 0 руб.

Статьи, интервью и комментарии

Выбрать:

Статьи, интервью и комментарии

Не так сидим

На инвестиционном форуме в Сочи О.Ю. Голодец предложила изменить прямоугольную модель расстановки парт. Это вызвало шквал комментариев. Высказал свою точку зрения и Президент «ВИПО», ректор-основатель РГСУ, Академик РАН Василий Жуков:

««Не так сидим», – сказал Б.Н. Ельцин и посадил С.В. Степашина сначала рядом с Председателем Правительства России, а затем – на его место. Результат для всей системы образования оказался потрясающим: С.В. Степашин провел ряд совещаний со специалистами, выслушал ректоров, заблокировал приватизацию материально-технической базы ВУЗов, вернул университетам их права, ряд академических свобод и т.д. Длилась плодотворная деятельность С.В. Степашина на посту Председателя Правительства России не долго, Но для России это было время позитивных перемен и больших надежд на возвращение к достойной жизни.

«Не так сидим», – сказала О.Ю. Голодец, и закивали, а затем заговорили громкими голосами согласные с нею седовласые педагоги и академики, которые помнят о том, что был в советской педагогике такой метод повышения познавательной активности учащихся, как метод «малых групп» и «ролевых игр».

Сам метод прост, но эффективен: при проведении уроков или семинарских занятий учащихся разбивали на несколько групп; столы (парты) выстраивались в многоугольники или полукруги, а занятия проходили в соответствии с распределением ролей. Например, одна группа рассказывала о том, кто такие скифы, когда они жили и чем занимались; вторая группа задавала вопросы первой; третья группа на них отвечала, а четвертая – подводила итоги и предлагала оценки, с которыми соглашался или не соглашался учитель (или преподаватель). Весь класс или группа сохраняли внимание, не отвлекались на записочки или иные шалости, как это было при консервативной расстановке столов (или парт). Такой педагогический прием давал неплохие результаты, позволял прививать лидерские качества у одних и расширять кругозор у других.

В целом, арсенал советской педагогики был разнообразен и богат, классы многочисленны, учащиеся мотивированы на получение знаний, учителя обучены. При такой методике необходимости ориентации на ЕГЭ не было. Вреда не будет и сейчас, если столы переставят. А конъюнктурная сообразительность современных руководителей образовательных организаций переставит обязательно. Некоторые уже переставили. Может быть восстановили в памяти и методику проведения занятий методом малых групп.

А теперь представим себе, что будет происходить, например, на занятиях по истории России, если учащиеся разобьются на малые группы и начнут изучать такие темы, как «Перестройка: ее итоги и уроки», «Причины крушения православной Российской Империи», «Роль политических партий, деловых кругов и интеллигенции в крушении монархии», «Место и роль Великой Октябрьской социалистической революции в развитии мировой цивилизации», роль Ивана IV Грозного или И.В. Сталина в истории и др.

Картина будет еще живописнее, если в одной группе занятие будут вести А. Ципко, в другой – А. Проханов, в третьей – Н. Сванидзе и т.д.

Методика проведения занятий малыми группами хороша, но она требует того, чтобы в стране сформировалась государственная историческая политика, преобладали не «соросовские», а отечественные учебники, педагоги и преподаватели были ответственными, патриотически настроенными и образованными людьми. При этих и других условиях можно рассчитывать на результаты, отвечающие национальным интересам России. И нужно, чтобы руководители Правительства занимались проблемами не мебельного, а государственного уровня. И тогда никто не скажет ни членам Правительства, ни педагогам: «А Вы, друзья, как ни садитесь, но в музыканты не годитесь»».

Написать нам

x

Ваше имя*

Номер телефона*

Комментарий*

Спасибо

x

Информация отправленна!